Оформление ИП онлайн через нотариуса

До 2016 года зарегистрировать ИП можно было только 4 способами:

  1. В ИФНС (налоговую инспекцию).
  2. Через МФЦ (многофункциональные центры).
  3. По почте России.
  4. Через Интернет (нужна электронно-цифровая подпись – ЭЦП).

С 1 января 2016 года к указанным выше способам добавился новый – подача документов на открытие ИП через нотариуса. Данный способ позволяет значительно сэкономить время, а также упростить процесс создания бизнеса в следующих ситуациях:

  • Основная — начинающий предприниматель прописан в другом городе или субъекте (по закону подача документов для создания ИП осуществляется по месту регистрации). Конечно, можно отправить бумаги в другой регион по почте, но нотариус потребуется все равно, чтобы заверить заявление Р21001 и копии паспорта.
  • Нотариальная контора находится рядом с домом, а регистрирующая налоговая инспекция или многофункциональный центр (МФЦ) достаточно далеко.
  • Налоговая инспекция расположена далеко, а местный многофункциональный центр вообще не оказывает услуг по регистрации ИП.
  • Квитанция на госпошлину оплачена по реквизитам ИФНС, а не МФЦ, но в будние дни нет возможности попасть в налоговую.

Основным недостатком здесь можно назвать то, что способ оформления индивидуального предпринимателя через нотариуса потребует хоть и не большой, но дополнительной платы за услуги.

Стоимость и сроки оформления

Стоимость регистрации ИП через нотариальную контору составляет в среднем 1 000 руб. Но цена варьируется в зависимости от конкретного нотариуса. Лучше заранее уточнить предоставляет ли выбранный нотариус услуги по регистрации ИП и сколько это стоит.

Срок открытия ИП при помощи нотариуса составляет от 3 до 5 рабочих дней.

Для справки: при сдаче документов на прямую в ИФНС срок регистрации составляет 3 рабочих дня, а при направлении через МФЦ – 7 дней.

Требуется ли нотариус, чтобы зарегистрировать ИП

При открытии ИП нотариальное заверение в обязательном порядке потребуется только, если бумаги будут подаваться не лично заявителем, а его представителем. В этом случае нотариус заверит заявление по форме Р21001 и копию паспорта, а также составит доверенность на представителя.

В остальных случаях регистрация ИП возможна без услуг нотариуса – достаточно личного присутствия в налоговой или МФЦ. Т.е. оформление ИП через нотариальную контору является правом, а не обязанностью гражданина.

Действия до обращения в нотариальную контору

Перед походом к нотариусу по сути нужно заранее выполнить два основных действия: подготовить комплект бумаг для ИП и оплатить государственную пошлину.

Подготовить документы на регистрацию

Пакет документов для открытия ИП с помощью нотариуса абсолютно такой же, как при постановке на учет через ИФНС или МФЦ.

Для того, чтобы выполнить регистрацию ИП через нотариальную контору необходимо подготовить следующие бумаги:

  • Заявление по форме Р21001. В отличие от сотрудника ИФНС нотариус, как и в МФЦ, может не знать или не помнить всех нюансов правильного заполнения заявления. Поэтому к его заполнению нужно отнестись очень внимательно. Наиболее рациональным вариантом будет подготовка необходимых бумаг через любой специализированный бесплатный онлайн-сервис в интернете.
  • Квитанцию об оплате госпошлины. Сформировать квитанцию на оплату государственной пошлины можно на сайте ФНС с помощью специального сервиса. Обратите внимание, что пошлина должна быть оплачена на реквизиты ИФНС.
  • Заявление на применение УСН. Заявление на применение упрощенной системы налогообложения не обязательно прикладывать к общему пакету документов. Его можно сдать позднее уже в инспекцию по месту учета. Главное сделать это в течение 30 дней с даты регистрации. Расписываться в заявлении, а также скреплять и сшивать его не нужно.
  • ИНН.

Оплатить госпошлину

Оплатить государственную пошлину можно двумя способами: через сайт ФНС в электронном сервисе (подробная инструкция) либо в любом отделении банка по предварительно распечатанной с сайта ФНС квитанции.

Рекомендуем оплачивать госпошлину в банке, чтобы на руках было подтверждение оплаты. Если оплата произведена онлайн на сайте налоговой, нужно дополнительно обратиться в банк за подтверждающим документом.

Обратите внимание, что электронный чек не является подтверждением оплаты пошлины и налоговый орган может отказать в приеме документов, если не будет дополнительно представлено подтверждение на бумаге.

Как проходит регистрация через нотариуса

Постановка ИП на учет с помощью нотариуса происходит в следующем порядке:

  1. Принятие документов нотариусом и их перевод в электронный формат.
  2. Подписание ваших бумаг личной электронно-цифровой подписью (ЭЦП) нотариуса.
  3. Направление бумаг в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).
  4. Получение нотариусом регистрационных документов из налоговой инспекции в электронном виде спустя несколько рабочих дней.
  5. Распечатывание документов в бумажной форме при желании клиента и заверение подписью нотариуса.
  6. Передача готового перечня бумаг ИП.

Открытие ИП в другом регионе с помощью нотариуса

В начале статьи было отмечено, что зарегистрировать ИП можно у любого нотариуса, независимо от места прописки по паспорту. Для начинающих предпринимателей данный способ удобен именно этим.

Т.е. если, например, предприниматель живет в г. Москве, но зарегистрированы в г. Санкт-Петербурге (либо в другом российском регионе), то сдать документы на регистрацию ИП можно будет удаленно в любой нотариальной конторе г. Москвы и иных городов.