Создать документы

Причины и действия при отказе в открытии ИП

Регистрация гражданина РФ в качестве индивидуального предпринимателя – это довольно простая процедура, не занимающая много времени и не требующая особых знаний.

Будущий ИП должен лишь заполнить заявление по форме Р21001, оплатить госпошлину в размере 800 руб., и сдать все это в регистрирующий орган: налоговую инспекцию или МФЦ.

Несмотря на простоту процедуры бывают случаи, когда налоговая отказывает гражданину в постановке на учет в качестве ИП. Рассмотрим подробнее, какие существуют основания для отказа в 2024 году.

Из-за чего можно получить отказ

Для ответа на вопрос, по каким причинам могут отказать в открытии ИП, обратимся к закону № 129-ФЗ от 08.08.2001 г., в частности, к статье 23. В ней подробно описаны основания, по которым налоговый орган имеет право отказать гражданину в постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя.

Так, основанием для отказа в открытии ИП может стать:

  1. Ошибка при заполнении заявления на регистрацию (форма Р21001).

    Любая, даже незначительная ошибка в написании ФИО, паспортных данных, в том числе неправильное использование сокращений при указании адреса места проживания, может повлечь отказ в постановке на учет. Во избежание этого рекомендуем заполнять документ очень внимательно, в соответствии с инструкцией по заполнению.

    Ознакомиться с пошаговой инструкцией по заполнению заявления формы Р21001 можно на главной странице.

  2. Неполный комплект документов.

    При приеме документов сотрудник налогового органа должен проверить их комплектность: заявление по форме 21001, квитанция на оплату госпошлины и доверенность на представителя (если бумаги сдает представитель). Но если сотрудник налогового органа этого не сделал, и, впоследствии выяснится, что документы были сданы не в полном объеме — в регистрации также откажут. Чтобы избежать этого – лучше проверить все документы заранее.

  3. Несоблюдение нотариальной формы документов.

    Если документы на регистрацию ИП сдаются представителем – они должны быть заверены у нотариуса. Заверению подлежит заявление Р21001 (будущий ИП расписывается в нем в присутствии нотариуса). Также на представителя должна быть составлена соответствующая доверенность.

  4. Подача документов в инспекцию, не занимающуюся регистрацией ИП.

    Как правило, открытие ИП происходит в ИФНС по месту постоянного проживания (прописки по паспорту), туда и сдаются все соответствующие документы. Но, в некоторых регионах регистрацией ИП занимаются определенные ИФНС. Например, в Москве постановка на учет ИП осуществляется только в Межрайонной ИФНС № 46, в г. Санкт-Петербурге — ИФНС № 13, а в Севастополе – ИФНС по Ленинскому району г. Севастополя. В связи с этим перед подачей документов, лучше уточнить, какая ИФНС регистрирует ИП в том регионе, где проживает будущий предприниматель.

  5. Ошибка в заполнении реквизитов на оплату госпошлины.

    Неверное указание платежных реквизитов в квитанции на оплату госпошлины также приведет к отказу. В связи с этим лучше заполнить квитанцию на сайте ФНС и оплатить ее в ближайшем отделении банка.

    Выбирая между оплатой на сайте и оплатой наличными в банке рекомендуем выбрать второй вариант, так как на руках у вас будет платежка, заверенная печатью банка, а при оплате на сайте не все налоговые принимают распечатку электронного платежа.

  6. Выбор видов деятельности, запрещенных для ИП.

    Несмотря на довольно обширный перечень видов деятельности, разрешенных для ведения ИП, существуют виды деятельности, запрещенные именно для индивидуальных предпринимателей. В большинстве своем, это узкоспециализированные сферы, такие как, например, производство лекарств, оружия, взрывчатых веществ и т.д. К популярным, но запрещенным для ИП, относится разве что оптовая и розничная торговля крепким алкоголем.

    Более подробно с перечнем запрещенных для ИП видов деятельности вы можете ознакомиться здесь.

    Если выбранный вид деятельности подпал под запрещенный необходимо будет регистрировать организацию.

  7. Запрет на ведение предпринимательской деятельности.

    Самой редкой причиной отказа в регистрации ИП являет запрет на открытие ИП. Запрещено заниматься предпринимательской деятельностью государственным и военным служащим, ранее обанкротившимся ИП (если не прошел год с даты объявления ИП банкротом), гражданам, имеющим судимость (при выборе некоторых видов деятельности), а также тем, кто уже стоит на учете в качестве ИП.

На что это может повлиять

Отказ в регистрации ИП не будет иметь никаких негативных последствий для гражданина. Потерю средств в виде оплаченной госпошлины (800 руб.) также удастся избежать.

Связано это с тем, что с 1 октября 2018 года подача документов происходит без повторной оплаты госпошлины, при условии, что отказом в регистрации послужили ошибки в заполнении заявления или представление неполного комплекта бумаг.

Воспользоваться правом повторной подачи документов без оплаты госпошлины можно только один раз в течение 3-х месяцев с даты вынесения решения об отказе в регистрации.

При отказе в постановке на учет не делается никаких отметок в ЕГРИП (единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей), сам отказ не влияет на открытие в будущем расчетного счета и ведение предпринимательской деятельности в целом.

Какие дальнейшие действия

Если в постановке на учет в качестве ИП гражданину было отказано, он может обжаловать отказ в вышестоящий налоговый орган и в суд.

При обжаловании решения об отказе в государственной регистрации важно соблюсти досудебный порядок, то есть подать жалобу сначала в вышестоящий налоговый орган и только потом в суд. Если сразу обратиться в суд, то иск к рассмотрению принят не будет.

Для того чтобы обжаловать незаконное, по вашему мнению, решение об отказе в государственной регистрации, нужно составить жалобу на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа. Жалоба составляется в простой письменной форме с обязательным указанием в ней:

  • Наименования органа, в который направляется жалоба.
  • Данных о принятом решении (номер и дата его принятия, ИФНС, вынесшее решение).
  • Данных лица, подающего жалобу (ФИО, адрес места проживания, паспортные и контактные данные).
  • Причин и оснований для отказа, которые гражданин считает необоснованными.
  • Требования, которые гражданин заявляет в жалобе (например, прошу признать решение об отказе необоснованным и принять документы к повторному рассмотрению).
  • Дату и место составления документа.
  • Подпись и расшифровку подписи лица, подающего жалобу.

Жалобу на решение об отказе в регистрации ИП необходимо подать в срок не позднее трех месяцев с даты его вынесения. Сам срок рассмотрения жалобы налоговым органом составляет 15 дней с даты ее получения.

Срок может быть продлен руководителем налогового органа еще на 15 дней в случае, если гражданин представил дополнительные документы или налоговому органу необходимо запросить сведения у нижестоящей инстанции.

Жалобу можно подать: на бумаге, по интернету, подписав ее электронно-цифровой подписью, либо воспользовавшись сервисом «Обратиться в ФНС России».